Гигиенические рекомендации для работников столовых школ и садиков

Гигиенические рекомендации для работников столовых школ и садиков

Личная гигиена - комплекс систематических мер ухода за телом, способствует сохранению здоровья и приносит чувство удовлетворения своим внешним видом. Соблюдение правил личной гигиены - вполне понятный принцип, которому должен следовать каждый. Однако наиболее важным он является для тех, кто работает с продуктами питания, в частности для работников пищеблока школы или детского сада.

  

Перед началом работы работники пищеблока, приходя в дошкольное учреждение, должны покинуть в раздевалке или специальном шкафу: верхнюю одежду, уличную обувь, головной убор, личные вещи. Сменное рабочее обувь хранится отдельно от уличного, выбирать нужно удобное и легкое обуви. Оно не имеет: соскальзывать с ноги (закрытые носок и пятка), скользить по полу. Желательно, чтобы подошва рабочей обуви хорошо амортизировала. В этом случае уменьшается нагрузка на позвоночник и ноги, поэтому работник пищеблока, который почти целый день проводит «на ногах», меньше стомлюватиметься.

    После переобувки работники: моют руки, надевают санитарную одежду (халат, фартук), забирают волосы под платок, колпак или сеточку. Только после этого приступают к работе.


Работники пищеблока носят:

- санитарную одежду для работ, связанных с организацией питания

- специальная одежда для уборки помещений

- белый халат или фартук из ткани, при выдаче блюд, кормление детей

- фартук с клеенки, для мытья посуды

- убирают волосы под платок или колпак.


    На одного работника пищеблока в дошкольном учреждении рассчитывают не менее трех комплектов санитарной одежды. Эта одежда хранят в специально отведенном месте, отдельно от верхней одежды и личных вещей - в другой шкафу или другой гардеробной. Не стоит носить слишком закрытое и плотное сменную обувь - оно не даст ногам «дышать», провоцировать потливость и дискомфорт, застегивать санитарную одежду булавками, иголками, хранить в карманах различные посторонние предметы - они могут попасть в пищу. Во время рабочего дня каждый работник должен следить за тем, чтобы его одежда была чистой и опрятной. Санитарную одежду необходимо менять по мере загрязнения, но не реже чем раз в два дня. Запрещается работникам пищеблока в санитарной одежде: выполнять работы по уборке помещений (для этого есть специальная одежда), выходить на улицу, находиться в других помещениях, в частности в туалете. Перед посещением туалета работники пищеблока оставляют санитарную одежду на вешалке рядом с дверью туалета и надевают только после того, как тщательно вымоют руки и продезинфицировать их препаратами.

 

Во время приготовления пищи повар и кухонный работник каждый раз меняют санитарную одежду в соответствии с тем, с какими продуктами работают - сырыми, полуфабрикатами или готовыми. Повар меняет санитарную одежду по окончании приготовления пищи, перед ее раздачей. Кроме того, работники снимают санитарную одежду перед приемом пищи.

    По окончании работы работники пищеблока вешают санитарную одежду, ставят сменную обувь в отведенное для них место.

 Среди требований к личной гигиене работников пищеблока одной из важнейших является мытье рук. Работники имеют мыть руки: по прибытии в дошкольное учреждение, перед тем, как зайти в пищеблока каждый раз перед тем, как вернуться к пищеблока из другого места, в том числе из туалета, после каждого загрязнения переходя от одного вида обработки продуктов к другому перед тем, как начать раздачу пищи по окончании работы.


На пищеблоке у раковин всегда должны быть: мыло - твердое или жидкое, бумажные рулонные полотенца или индивидуальные полотенца для вытирания рук. Работники пищеблока также имеют: коротко подрезать ногти на руках, перед началом работы снимать кольца, браслеты, бусы, серьги-клипсы, часы и тому подобное. Ногти нельзя покрывать лаком, ведь во время работы дольки лака попадать в пищу. Работникам пищеблока на рабочем месте запрещено курить, принимать пищу.


 Ежедневно до начала работы на пищеблоке: медицинская сестра - осматривает работников на наличие гнойничковых заболеваний и острых респираторных инфекций. Работнику пищеблока запрещено приступать к работе, если у него имеются симптомы желудочно-кишечных, кожных, острых респираторных вирусных заболеваний. Кроме того, работники пищеблока обязаны немедленно сообщать заведующего дошкольного учреждения или медицинскую сестру о: расстройства кишечника повышение температуры. Если инфекционное заболевание имеет кто-то из членов семьи работника, он также должен быть отстранен от работы и допущен к ней лишь после отрицательных анализов на бацилоносительство. Работники пищеблока должны по возможности не допускать травм рук во время работы. В случае травмы на пищеблоке обязательно должна быть доступна аптечка.

В профессиональные обязанности работников пищеблока входит создание условий, оптимальных для профилактики и предотвращения рисков, связанных с инфицированием продуктов питания. Для гигиены помещений проводят: ежедневно - текущая уборка всех помещений пищеблока влажным способом 1-2 раза (в соответствии с графиком) в течение рабочего дня по мере загрязнения - в производственных помещениях в конце дня - убирают пищеблок.


Пол, загрязненный пищевыми остатками, моют горячей водой с добавлением 2% раствора соды. Работники осуществляют уборку: в специальной одежде (темном халате) используя специальный промаркирован инвентарь. Тряпки, щетки, швабры после пользования промывают горячей водой и погружают на час в 1% -ный раствор хлорной извести или 0,2% -ный раствор Хлорантоин. Для уборки обеденных столов используют комплексы с влажной и сухой салфеток с метками «для уборки столов». Инвентарь и одежду для уборки, моющие средства должны храниться в специально отведенном месте. Использовать этот инвентарь и одежду для уборки других помещений запрещено. Кроме того, салфетки, тряпки для уборки нельзя применять для мытья посуды.


 Генеральная уборка проводится: еженедельно - моя отопительные приборы, подоконники, стены с применением моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с инструкциями по их использованию после ремонтных работ независимо от графика уборок. Во время работы пищеблока запрещены любые ремонтные работы.

За содержание помещений пищеблока в санитарном состоянии соответствует повар, а медицинская сестра осуществляет контроль.


Заведующий отделением организации санитарно-гигиенических исследований Дрогобычского междугородной отдела ГУ "Львовский областной лабораторный центр МЗ Украины" Мирослава Босак


Оставить коментарий